вторник, сентября 24, 2019

Про Галимджана Ибрагимова


В день моего рождения меня поздравляла из Казани очень уважаемая женщина, деятель культуры и искусства. В разговоре с ней я упомянула, что мой папа родился в том же в селе, что и Галимджан Ибрагимов (1887-1938).
Я задала ей вопрос, знает ли она, кто это? Она мне отвечает, что естественно, ведь это выдающийся политический деятель, классик татарской литературы и гордость татарского народа. ⠀

Если вспомнить моё детство, то одним из ярких впечатлений является музей Галимджана Ибрагимова в деревне Султанмуратово Аургазинского района Республики Башкортостан. Я видела, как он создавался силами местных учителей, энтузиастов. Я училась в седьмом или в шестом классе, когда музей был готов принять первых посетителей. ⠀
Это был первый в моей жизни музей! Он был весь из резного дерева, как теремок, и все экспонаты в нём были собраны буквально с миру по нитке. Личные вещи Ибрагимова, документы, связанные с ним. Громадная работа была проделана. К сожалению, через несколько лет, тот музей сгорел. Сейчас на месте этого первого музея стоит по-прежнему музей Ибрагимова. Уже из кирпича.

Конечно, всего о нем в одном посте не написать. Вся его жизнь такая многогранная…
Можно изучать. И его книги читать.
Я читаю на русском и татарском. ⠀
⠀С 1918 по 1936 год из печати вышли 54 издания произведений Ибрагимова на русском, татарском, азербайджанском, башкирском, ногайском, даргинском, казахском, уйгурском, узбекском языках.

В годы гражданской войны Ибрагимов был направлен с особым заданием в Сибирь в тыловые части Колчака. Об этом своем «путешествии» Ибрагимов писал: «...Превратившись в переводчика, через N-скую дивизию на участке фронта около Бикбардинского завода, перешел я через фронт и вышел к населению... Вначале под видом подводчика, затем под видом ямщика, развозящего кого угодно, что угодно и когда угодно, и в конце концов, раздобыв в Петропавловском казначействе свидетельство на торговлю, объехал я весь Урал и всю Западную Сибирь, переезжая из селения в селение под видом торговца серпами и косами"

До своей тяжелой болезни туберкулезом (март 1927 г.) Ибрагимов со всей присущей ему кипучей энергией проводил большую и всестороннюю работу по организации и укреплению школ, высших учебных заведений, по разработке для них новых программ, учебников, новых методов и форм воспитания и обучения учащихся, студентов и т. д.
В фондах Казанского губернского жандармского управления с начала прошлого века Галимджан Ибрагимов значился под наблюдением полиции и имел кличку Интеллигент.
Умер в Казани в тюремной больнице, куда был перевезен из Ялты. Реабилитирован посмертно.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

МЫ интересны друг другу!